Охотники за деньгами

Каждый пятый россиянин считает себя жертвой преступления, и чаще всего (в 34% случаев) – это мошенничество. Таковы результаты опроса Института проблем правоприменения. При этом в полицию обратилась только половина жертв как раз из-за мошенничества: 75% опрошенных признались, что считают себя виновными в том, что попались на удочку аферистов. С них собирали деньги для несуществующих больных, оказывали липовые услуги, им продавали несуществующие товары. Но самым масштабным и разнообразным направлением последних лет стало мошенничество с финансовыми средствами россиян. Появился даже термин «социальная инженерия», когда взламывают не банковские автоматы, а людей, выманивая данные о кодах и паролях.

«Перспективное» направление

Банальные надувательства уже не в моде. Микрофинансовые организации  обманом заставляют граждан возвращать кредиты, которые они не брали. Недобросовестные банки продают реальные и несуществующие долги клиентов коллекторам и частным лицам, и люди сталкиваются с откровенным вымогательством. Промышляют и поодиночке. Предприниматель из Красноярска продал знакомому за 20 миллионов рублей липовые долги других фирм перед своей организацией. И банк почему-то это не увидел и не предотвратил. Но больше всего афер зафиксировано с выводом средств с банковских карт. Если кредитные организации сами постарались отгородиться от мошенничества ст. 159.1 УК РФ, то граждане, как правило, перед аферами с их деньгами беззащитны.

Бесперспективное дело

Да, в УК появилось мошенничество при использовании платежных карт, но не был выведен в отдельный состав преступления такой тип мошенничества, как телефонное, когда средства клиентов списываются с использованием различных современных технологий. Обращение в суд, чтобы вернуть похищенные средства успеха не приносит. В 80% рассмотренных дел победителями оказались банки. Чаще всего гражданам практически невозможно доказать свою непричастность к пропаже средств, так как злоумышленники получив от них коды доступа и пароли делают так, что все операции проходят от лица клиента. К тому же, например, если в разговоре с мошенниками от них не звучит сумма и рекомендации к её передаче, так и состава преступления нет. Если добавить к этому боязнь сообщать о факте мошенничества из-за стыда, то финансовые аферисты остаются практически безнаказанными.

Личная защита

Сейчас во втором чтении рассматриваются два законопроекта. Первым ЦБ дается право оперативно добиваться блокировки сайтов финансовых пирамид и других мошеннических организаций. Второй законопроект предусматривает создание единой базы владельцев сотовых номеров. Пользоваться информацией смогут ЦБ, банки, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, некредитные финансовые организации и т.д. Таким образом планируется минимизировать мошенничество на финансовом рынке и избавить граждан от ошибочного взаимодействия со стороны кредиторов и коллекторов. Но как обезопасить простых граждан от «взлома» их самих, если целый глава отдела безопасности одного из десяти крупнейших банков сам три раза продиктовал мошенникам ПИН-код от своей зарплатной карты? Спасут ли граждан от мошенников новые законодательные и технологические барьеры или необходимо повышать финансовую грамотность и банальную бдительность?

Источник: kitchenremont.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.